Эмоциональный интеллект

 

Эмоциональный интеллект (ЭИ; англ. emotional intelligence, EI) — способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.

Концепция эмоционального интеллекта была предложена психологами Питером Саловей из Йельского университета и Джоном Майером из Университета Нью-Гэмпшира в 1990 году. Развил и придал популярность этой концепции американский журналист Дэниел Гоулман. В 1995 году вышла его книга «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ».

Гоулман определил пять основных составляющих эмоционального интеллекта:

 

Самосознание — умение адекватно оценивать свои способности, сильные и слабые стороны. Способность понимать свои эмоции и с учетом этого принимать решения.

 

Саморегуляция — способность контролировать эмоции, чтобы они не мешали текущей работе. Готовность отложить мгновенное удовольствие для достижения долгосрочной цели. Умение быстро восстанавливаться после стресса.

 

Мотивация — способность использовать глубинные склонности и предпочтения для достижения цели, проявлять инициативу, не отступать и не отчаиваться из-за неудач.

 

Эмпатия — способность осознавать то, что чувствуют другие люди, умение ставить себя на их место.

 

Социальные навыки — умение считывать эмоции во взаимоотношениях между людьми. Использовать этот навык в процессе переговоров, при урегулировании споров, для убеждения руководства и организации командной работы.

Программа тренинга "Эмоциональный интеллект"

 

Понятие эмоционального интеллекта

·        Эмоциональный интеллект как основа жизненного успеха и позитивного настроя.

·        Почему важно развивать эмоциональный интеллект.

 
Области эмоционального интеллекта

·        Осознание и оценка своих сильных и слабых сторон, своей мотивации, преобладающих эмоций, причины их появления и результата,
         к которому они приводят.

·        Управление своими эмоциями и поведением.

·        Самомотивация.

·        Умение понимать людей, осознавать  их мотивацию, эмоции и причины, их вызывающие.

 
Какие качества необходимы для развития эмоционального интеллекта

·        Развитие эмоциональной самоосознанности - способности понимать свои чувства и причины, их вызывающие.

·        Формирование ассертивности – уверенного поведения и способности выражать чувства, убеждения и мысли и защищать свои права
         в конструктивной форме.

·        Развитие эмпатии - способности понимать эмоции окружающих людей.

·        Создание положительного жизненного настроя, гармоничной рабочей среды.

·        Формирование гибкости в отношениях с людьми.

 
Управление эмоциями

·        Как связаны эмоции и поведение. Источник эмоций. Сила эмоций.

·        Базовые эмоции. Как управлять разрушительными эмоциями.

·        Стресс: его признаки и нейтрализация.

·        Негативные установки как причина стресса. Роль реалистичной самооценки, самосознания и самомотивации в управлении стрессом.

·        Контроль импульсивности.

 
Понимание окружающих людей 

·        Как наиболее продуктивно общаться с людьми различных типов.

·        Как устанавливать доверительные отношения. Кому люди верят. 

·        Приемы, помогающие понять человека. Особенности передачи и восприятия (искажения) информации. Согласование уровней общения.

·        Важность внимания в процессе общения. Активное и эмпатическое слушание.

 
Построение продуктивных отношений

·        Вербальная и невербальная коммуникация. Использование языка жестов. Подстройка и «отзеркаливание».

·        Использование вопросов для повышения эффективности коммуникаций. Как управлять беседой с помощью вопросов.

·        Виды и примеры манипулятивного влияния. Распознавание манипулирования.

·        Формирование отношений «без поигравших».