Навигатор Бизнеса
Эмоциональный интеллект
Эмоциональный интеллект (ЭИ; англ. emotional intelligence, EI) — способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.
Концепция эмоционального интеллекта была предложена психологами Питером Саловей из Йельского университета и Джоном Майером из Университета Нью-Гэмпшира в 1990 году. Развил и придал популярность этой концепции американский журналист Дэниел Гоулман. В 1995 году вышла его книга «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ».
Гоулман определил пять основных составляющих эмоционального интеллекта:
Самосознание — умение адекватно оценивать свои способности, сильные и слабые стороны. Способность понимать свои эмоции и с учетом этого принимать решения.
Саморегуляция — способность контролировать эмоции, чтобы они не мешали текущей работе. Готовность отложить мгновенное удовольствие для достижения долгосрочной цели. Умение быстро восстанавливаться после стресса.
Мотивация — способность использовать глубинные склонности и предпочтения для достижения цели, проявлять инициативу, не отступать и не отчаиваться из-за неудач.
Эмпатия — способность осознавать то, что чувствуют другие люди, умение ставить себя на их место.
Социальные навыки — умение считывать эмоции во взаимоотношениях между людьми. Использовать этот навык в процессе переговоров, при урегулировании споров, для убеждения руководства и организации командной работы.
Программа тренинга "Эмоциональный интеллект"
Понятие эмоционального интеллекта
· Эмоциональный интеллект как основа жизненного успеха и позитивного настроя.
· Почему важно развивать эмоциональный интеллект.
Области эмоционального интеллекта
· Осознание и оценка своих сильных и слабых сторон, своей мотивации, преобладающих эмоций, причины их появления и результата,
к которому они приводят.
· Управление своими эмоциями и поведением.
· Самомотивация.
· Умение понимать людей, осознавать их мотивацию, эмоции и причины, их вызывающие.
Какие качества необходимы для развития эмоционального интеллекта
· Развитие эмоциональной самоосознанности - способности понимать свои чувства и причины, их вызывающие.
· Формирование ассертивности – уверенного поведения и способности выражать чувства, убеждения и мысли и защищать свои права
в конструктивной форме.
· Развитие эмпатии - способности понимать эмоции окружающих людей.
· Создание положительного жизненного настроя, гармоничной рабочей среды.
· Формирование гибкости в отношениях с людьми.
Управление эмоциями
· Как связаны эмоции и поведение. Источник эмоций. Сила эмоций.
· Базовые эмоции. Как управлять разрушительными эмоциями.
· Стресс: его признаки и нейтрализация.
· Негативные установки как причина стресса. Роль реалистичной самооценки, самосознания и самомотивации в управлении стрессом.
· Контроль импульсивности.
Понимание окружающих людей
· Как наиболее продуктивно общаться с людьми различных типов.
· Как устанавливать доверительные отношения. Кому люди верят.
· Приемы, помогающие понять человека. Особенности передачи и восприятия (искажения) информации. Согласование уровней общения.
· Важность внимания в процессе общения. Активное и эмпатическое слушание.
Построение продуктивных отношений
· Вербальная и невербальная коммуникация. Использование языка жестов. Подстройка и «отзеркаливание».
· Использование вопросов для повышения эффективности коммуникаций. Как управлять беседой с помощью вопросов.
· Виды и примеры манипулятивного влияния. Распознавание манипулирования.
· Формирование отношений «без поигравших».