Интервью по компетенциям

 

Общие сведения

Компетенция – это продемонстрированная способность применять знания и навыки на практике.

ГОСТ ISO 9000-2011

Компетенция (competence): Способность применять знания и навыки для достижения ожидаемых результатов

ГОСТ Р 56597-2015

Раппорт — термин в психологии, имеющий несколько смежных значений; подразумевает установление специфического контакта, включающего определённую меру доверия или взаимопонимания с человеком или группой людей.

Методы установления раппорта:
  • использование техники принятия (самый простой метод, эффективность невелика);

  • достижение раппорта через позы, телодвижения и голос (средняя эффективность)

  • методы влияния через стиль речи и мышление (сложный уровень, высокая эффективность)

В ходе интервью собираются данные о специфических, имеющих отношение к конкретной работе, компетенциях или критериях.

Основной фокус — анализ фактов действий собеседника.

Оценивается только поведение, а не желания и умозаключения!

Программа тренинга:

  • Что такое компетенция

    • Понятие компетенций

    • Примеры компетенций руководителя

  • Какие бывают интервью

    • Виды интервью

    • Последовательность проведения

  • Установление контакта

    • Управление впечатлением

    • Работа с барьерами

    • Поиск точек соприкосновения

    • Адаптация

  • Управление диалогом

    • Виды вопросов

    • Преобразование вопросов

  • Примеры вопросов

    • Примеры вопросов по различным компетенциям

  • Активное слушание

    • Приемы активного слушания

    • Барьеры активного слушания

  • После интервью и оценки

    • Применение компетенций в практике управления

 

Фрагмент презентации:

 

Пример поведенческих индикаторов для оценки
по компетенциям
 

  1. Отсутствие опыта
    Принятие решений беспорядочно и неструктурировано.  Упускается важная информация.  Нет иерархии приоритетов. Требуется постоянный контроль.
     

  2. Базовый опыт
    Принятие решений основано на выявлении ключевых моментов. Вся легко доступная информация обрабатывается. На основе опыта делаются пристрастные суждения. Достигаются приемлемые результаты.
     

  3. Достаточный опыт
    При принятии решений ориентир на стратегию. Анализируется материал из широкого круга источников. Оценивается противоречивая информация. Рассматриваются альтернативы.
     

  4. Большой опыт
    Все решения хорошо обоснованы. Принятие решений основано на широком круге бизнес-факторов. Трудные решения принимаются под личную ответственность. Способен решительно действовать в кризисных ситуациях.
     

  5. Эксперт
    Учет всех необходимых источников информации. Решения всегда грамотны, эффективны и оперативны. Поиск стратегических решения для других сотрудников. Решения учитывают стратегические позиции бизнеса

 

 

Примеры вопросов для интервью

 
Ориентация на развитие
  • Приведите своих действий по саморазвитию.

  • Вспомните, когда вы последний раз проходили обучение. Насколько полезным оно оказалось?

  • Как вы используете полученные знания?

  • От кого в коллективе вы получили дополнительный опыт? Как это произошло? В чем это выражалось?

  • Какие пути собственного развития вы видите?

Ответственность
  • Расскажите об ответственном поручении, которое дал вам руководитель.

  • Приведите в пример ситуацию, когда вы сначала взяли на себя ответственность, но вскоре поняли, что переоценили свои силы и возможности.

  • Вспомните ситуацию, когда вам не удалось достигнуть запланированного результата.

Работа в команде
  • Расскажите о ситуации, когда вам пришлось помогать коллеге в ущерб собственным интересам.

  • Опишите ситуацию, в которой возникла необходимость взаимодействия с другими подразделениями вашей организации: каким был результат, как вы нашли общий язык, были ли противоречия и т. д.

  • Вспомните случай, когда ваша цель и цель коллектива различались.

Принятие решений
  • Как часто Вам приходится принимать решения при выполнении своих профессиональных обязанностей? 

  • Какого рода решения Вы чаще всего принимаете?                                              

  • Расскажите мне о Вашем недавнем бизнес решении, которые Вы приняли   

  • Расскажите о ситуации, когда Вам приходилось принимать трудное решение 

Мотивация сотрудников
  • Как часто Вам приходится принимать решения при выполнении своих профессиональных обязанностей? 

  • Какого рода решения Вы чаще всего принимаете?                                              

  • Расскажите мне о Вашем недавнем бизнес решении, которые Вы приняли   

  • Расскажите о ситуации, когда Вам приходилось принимать трудное решение 

Аналитическое мышление
  • Как вы выявляете потенциальные проблемы до их появления?

  • Каким образом вы принимаете решения?

  • Опишите проблему, для решения которой вы бы использовали … (алгебру, статистику, компьютерные технологии)?

  • Опишите случай, когда вас мучила нерешительность.

  • Опишите ваше неверное решение. В чем вы совершали ошибки? Какие были у них последствия? Что можно было бы сделать, чтобы их избежать?

  • Опишите случай, когда вам пришлось быстро принимать решение.

  • Расскажите, как вы решаете сложные задачи.

Лояльность к компании
  • Опишите идеального работодателя

  • Как Вы относитесь к корпоративным ценностям нашей компании? 

  • Что Вы привносите в нашу компанию?

  • Что компания даёт Вам?

  • Как поступите, если Вам сделает предложение о работе наш конкурент на более выгодных условиях?

  • Опишите ситуации, когда Вы задумывались о смене места работы

Стрессоустойчивость
  • Что Вас может вывести из уравновешенного состояния?

  • Приведите пример последнего Вашего стресса на работе

  • Как Вы возвращаете себя к устойчивому состоянию? Почему именно это вам помогает?

  • Почему, на Ваш взгляд, люди курят или употребляют алкоголь, находясь в стрессовой ситуации?

  • Что Вы будете делать, если видите, что близкий Вам человек находятся в эмоциональном напряжении?

  • Сегодня на оценке Вы испытывали стресс?

 

Притчи про компетенции:

Притча про картину

Однажды художник пригласил своего друга-врача взглянуть на новую картину, которая казалась художнику самой лучшей его работой.

 

Доктор очень тщательно изучил картину, уделяя внимание каждой мелочи. Прошло минут десять, и художник стал испытывать тревогу.

— Ну, что скажешь? — спросил он в волнении.

Доктор ответил:

— Похоже на двустороннее воспаление лёгких.
 

Притча про единый подход (про ходжу Насреддина)

Ходжу Насреддина обвинили в том, что он ходил из деревни в деревню и говорил следующие слова: «Так называемые мудрецы — люди невежественные, нерешительные и бестолковые». Он обвинялся в подрыве государственной безопасности.

Падишах собрал семь философов, логиков и знатоков закона , чтобы оценить слова и действия Ходжи.

— Можешь говорить первым, — сказал падишах.

— Пусть принесут бумагу и перья, — сказал Насреддин.

Принесли.

— Дайте их семи учёным.

Раздали.

— Пусть каждый из них отдельно напишет ответ на такой вопрос: «Что такое хлеб?»

Учёные написали.

Бумаги были вручены падишаху, который зачитал их.

  • Первый сказал: «Хлеб — это пища».

  • Второй сказал: «Это мука и вода».

  • Третий: «Дар Господа Бога».

  • Четвёртый: «Испечённое тесто».

  • Пятый: «Изменчивое понятие, находиться в согласии с тем, что вы подразумеваете под словом хлеб».

  • Шестой: «Питательное вещество».

  • Седьмой: «Никто, в действительности, не знает».

— Вот когда они решат, что такое хлеб, — сказал Насреддин, — для них возможно будет разрешить и другие проблемы. Например: прав я или неправ. Можете ли вы доверить дела по оценке и суждениям людям, подобным этим? Они не могут согласиться относительно того, что они едят каждый день, и, тем не менее, они единодушно считают меня еретиком?