Один из вариантов программы курса
"Системное мышление"
 
Аннотация

Современный бизнес предъявляет особенные требования к способностям руководителей работать не только результативно, но и эффективно.

 

Одно из важнейших направлений повышения эффективности работы – системный подход.  Способность извлечь из хаоса данных необходимую информацию, поставить ясные цели, определить логическую структуру работ, контролировать не только результат, но и весь процесс работ – вот далеко неполный перечень «признаков успеха».

Тренинг «Системное мышление» предназначен для руководителей, которые хотят не только повысить личную эффективность, но и системно оптимизировать, и развивать работу своих сотрудников, повышать эффективность Компании в целом.

 

Программа может быть связана с другими дисциплинами дополнительного профессионального образования в сфере менеджмента. В частности, с дисциплинами «Моделирование и анализ бизнес-процессов», «Ключевые навыки менеджера», «Управление проектами» и т.д.

 
После изучения материала курса слушатель будет уметь:

·                     Применять на практике индивидуальные и групповые инструменты систематизации информации

·                     Применять системный подход в повседневной деятельности своего подразделения

·                     Оптимизировать процесс принятия управленческих решений на различных уровнях

·                     Системно планировать использование ресурсов.

·                     Оптимизировать информационный поток среди сотрудников

·                     Выявлять «слабые места» в работе

 
Содержание курса

1)    Введение

a)    Понятие системы

b)    Значение системного мышления

c)    Задачи системного мышления

d)    Границы системы, Подсистема и надсистема

e)    Система «Ценность-проблемы-цели-задачи»

f)     Постановка целей и задач

2)    Типы поведения менеджера

a)    Неуверенное

b)    Самоуверенное

c)    Агрессивное

d)    Уверенное

e)    Диагностика типов поведения и выявление зон роста

3)    Система планирования

a)    Виды и уровни планирования

b)    Инструменты проактивного планирования

4)    Принятие управленческих решений

a)    Системный подход к принятию решений

b)    Типы решений: уверенное, рискованное, неуверенное, импульсивное и т.д.

c)    Факторы принятия решения

d)    Принципы: системность, оптимальность, ответственность и др.

e)    Анализ решения

f)     Оценка результатов

5)    Варианты действий

a)    Что анализировать для выбора

b)    Что влияет на процессы. Как выявить истинную проблему

c)    Причинно-следственные связи; Диаграмма Ишикавы

6)    Работа с альтернативами

a)    Выгоды и принципы управления по альтернативам

b)    Поиск возможных альтернатив

c)    Выбор альтернатив методом приоритетного анализа

7)    Системность в управлении временем

a)    Время при принятии решений

b)    Системность при планировании времени

8)    Системность и креативность

a)    Понятие дизайн-мышления

b)    Ограничения и возможности структурного подхода

c)    Системное мышление в творческом подходе

9)    Структурирование информации

a)    Виды информации

b)    Свойства информации

c)    Методы хранения информации

d)    Картрирование информации, Интеллект-карты Т.Бьюзена

10) Подведение итогов

a)    Составление карты-памятки по курсу

b)    Ответы на вопросы

 

Аудитория

Этот курс предназначен для менеджеров всех уровней.

В частности, для Директоров, руководителей бизнес-единиц, коммерческих директоров, менеджеров проектов и т.д.

 

Курс также будет полезен будущим руководителям и ключевым сотрудникам, включенным в кадровый резерв.

 
Материалы к теме "Системное мышление"

 

Несколько афоризмов:

Не дело создано для мысли, а мысль создана для дела

Вольтер

 

Мыслить — значит беседовать с самим собой.

Иммануил Кант

Величайшие события в мире — это те, которые происходят в мозгу у человека.

Оскар Уайльд

Думать — это не развлечение, а обязанность.

Аркадий и Борис Стругацкие, «Улитка на склоне»

Притча о лабиринте:

Однажды Учитель привел своего ученика в парк, расположенный у подножия горы. В парке находился сложный лабиринт с очень высокими и гладкими стенами. Крыша у лабиринта отсутствовала, и его переходы освещались солнечным светом. 

 

Учитель подвел ученика ко входу в лабиринт и велел ему отыскать выход. Ученик плутал в лабиринте целый день и целую ночь, но раз за разом неизменно заходил в тупик. Отчаявшись выбраться наружу, он упал на землю и заснул.

 

Почувствовав, как кто-то трясет его за плечо, ученик открыл глаза. Над ним стоял Учитель.

– Иди за мной, – сказал он.

 

Ученик, пристыженный тем, что не выполнил задание, последовал за ним. Выйдя из лабиринта, Учитель, не оборачиваясь, стал подниматься на гору. Взобравшись на вершину, он велел:

 

– Посмотри вниз! С места, на котором они стояли, лабиринт был виден как на ладони.

– Глядя отсюда, ты можешь отыскать путь, ведущий к выходу из лабиринта? – спросил Учитель.

– Это несложно, – сказал ученик. – Нужно только внимательно присмотреться.

– Найди его и хорошенько запомни, – велел Учитель. Через некоторое время они спустились с горы, ученик вошел в лабиринт и уверенно миновал его, ни разу не сбившись и не заплутав.

 

– Урок, который ты получил сегодня, касается одного из главных секретов Искусства Жизни, – встретив ученика у выхода, сказал Учитель.

– Чем дальше ты отстраняешься от ситуации, чем выше над ней поднимаешься, чем большую поверхность охватывает твой взгляд, тем проще отыскать правильное решение.

Притча о позитивном мышлении №1:

Старый китайский мудрец шёл по заснеженному полю и увидел плачущую женщину.

— Почему ты плачешь? — спросил он её.

— Потому что, глядя на это поле, я вспомнила прошлое, молодость, былую красоту, ныне поблекшую, мужчин, которых любила. Бог поступил жестоко, даровав людям память. Он, видно, знал, что я буду вспоминать весну моей жизни и плакать.

Мудрец промолчал, созерцая снежную равнину. А женщина вдруг перестала плакать и спросила:

— Что же видишь ты?

— Вижу цветущие розы, — отвечал мудрец. — Бог был великодушен, даровав мне память. Он, видно, знал, что зимой я всегда смогу вспомнить свою весну и улыбнуться.

Притча о позитивном мышлении №2:

Однажды мудрец собрал своих учеников и показал им обычный лист бумаги, где нарисовал маленькую черную точку. Он спросил их: «Что вы видите?» Все хором ответили, что черную точку. 

Ответ был неверным. Мудрец сказал: «А разве вы не видите этот белый лист бумаги — он так огромен, он гораздо больше, чем эта черная точка!» Вот так и в жизни — мы видим в людях первым делом что-то плохое, хотя хорошего намного больше. И лишь единицы видят сразу «белый лист бумаги». 

Карта-памятка по курсу:

Фрагмент презентации:

 

Полезные файлы: