Один из вариантов программы курса
"Системное мышление"
Аннотация
Современный бизнес предъявляет особенные требования к способностям руководителей работать не только результативно, но и эффективно.
Одно из важнейших направлений повышения эффективности работы – системный подход. Способность извлечь из хаоса данных необходимую информацию, поставить ясные цели, определить логическую структуру работ, контролировать не только результат, но и весь процесс работ – вот далеко неполный перечень «признаков успеха».
Тренинг «Системное мышление» предназначен для руководителей, которые хотят не только повысить личную эффективность, но и системно оптимизировать, и развивать работу своих сотрудников, повышать эффективность Компании в целом.
Программа может быть связана с другими дисциплинами дополнительного профессионального образования в сфере менеджмента. В частности, с дисциплинами «Моделирование и анализ бизнес-процессов», «Ключевые навыки менеджера», «Управление проектами» и т.д.
После изучения материала курса слушатель будет уметь:
· Применять на практике индивидуальные и групповые инструменты систематизации информации
· Применять системный подход в повседневной деятельности своего подразделения
· Оптимизировать процесс принятия управленческих решений на различных уровнях
· Системно планировать использование ресурсов.
· Оптимизировать информационный поток среди сотрудников
· Выявлять «слабые места» в работе
Содержание курса
1) Введение
a) Понятие системы
b) Значение системного мышления
c) Задачи системного мышления
d) Границы системы, Подсистема и надсистема
e) Система «Ценность-проблемы-цели-задачи»
f) Постановка целей и задач
2) Типы поведения менеджера
a) Неуверенное
b) Самоуверенное
c) Агрессивное
d) Уверенное
e) Диагностика типов поведения и выявление зон роста
3) Система планирования
a) Виды и уровни планирования
b) Инструменты проактивного планирования
4) Принятие управленческих решений
a) Системный подход к принятию решений
b) Типы решений: уверенное, рискованное, неуверенное, импульсивное и т.д.
c) Факторы принятия решения
d) Принципы: системность, оптимальность, ответственность и др.
e) Анализ решения
f) Оценка результатов
5) Варианты действий
a) Что анализировать для выбора
b) Что влияет на процессы. Как выявить истинную проблему
c) Причинно-следственные связи; Диаграмма Ишикавы
6) Работа с альтернативами
a) Выгоды и принципы управления по альтернативам
b) Поиск возможных альтернатив
c) Выбор альтернатив методом приоритетного анализа
7) Системность в управлении временем
a) Время при принятии решений
b) Системность при планировании времени
8) Системность и креативность
a) Понятие дизайн-мышления
b) Ограничения и возможности структурного подхода
c) Системное мышление в творческом подходе
9) Структурирование информации
a) Виды информации
b) Свойства информации
c) Методы хранения информации
d) Картрирование информации, Интеллект-карты Т.Бьюзена
10) Подведение итогов
a) Составление карты-памятки по курсу
b) Ответы на вопросы
Аудитория
Этот курс предназначен для менеджеров всех уровней.
В частности, для Директоров, руководителей бизнес-единиц, коммерческих директоров, менеджеров проектов и т.д.
Курс также будет полезен будущим руководителям и ключевым сотрудникам, включенным в кадровый резерв.
Материалы к теме "Системное мышление"
Несколько афоризмов:
Не дело создано для мысли, а мысль создана для дела
Вольтер
Мыслить — значит беседовать с самим собой.
Иммануил Кант
Величайшие события в мире — это те, которые происходят в мозгу у человека.
Оскар Уайльд
Думать — это не развлечение, а обязанность.
Аркадий и Борис Стругацкие, «Улитка на склоне»
Притча о лабиринте:
Однажды Учитель привел своего ученика в парк, расположенный у подножия горы. В парке находился сложный лабиринт с очень высокими и гладкими стенами. Крыша у лабиринта отсутствовала, и его переходы освещались солнечным светом.
Учитель подвел ученика ко входу в лабиринт и велел ему отыскать выход. Ученик плутал в лабиринте целый день и целую ночь, но раз за разом неизменно заходил в тупик. Отчаявшись выбраться наружу, он упал на землю и заснул.
Почувствовав, как кто-то трясет его за плечо, ученик открыл глаза. Над ним стоял Учитель.
– Иди за мной, – сказал он.
Ученик, пристыженный тем, что не выполнил задание, последовал за ним. Выйдя из лабиринта, Учитель, не оборачиваясь, стал подниматься на гору. Взобравшись на вершину, он велел:
– Посмотри вниз! С места, на котором они стояли, лабиринт был виден как на ладони.
– Глядя отсюда, ты можешь отыскать путь, ведущий к выходу из лабиринта? – спросил Учитель.
– Это несложно, – сказал ученик. – Нужно только внимательно присмотреться.
– Найди его и хорошенько запомни, – велел Учитель. Через некоторое время они спустились с горы, ученик вошел в лабиринт и уверенно миновал его, ни разу не сбившись и не заплутав.
– Урок, который ты получил сегодня, касается одного из главных секретов Искусства Жизни, – встретив ученика у выхода, сказал Учитель.
– Чем дальше ты отстраняешься от ситуации, чем выше над ней поднимаешься, чем большую поверхность охватывает твой взгляд, тем проще отыскать правильное решение.
Притча о позитивном мышлении №1:
Старый китайский мудрец шёл по заснеженному полю и увидел плачущую женщину.
— Почему ты плачешь? — спросил он её.
— Потому что, глядя на это поле, я вспомнила прошлое, молодость, былую красоту, ныне поблекшую, мужчин, которых любила. Бог поступил жестоко, даровав людям память. Он, видно, знал, что я буду вспоминать весну моей жизни и плакать.
Мудрец промолчал, созерцая снежную равнину. А женщина вдруг перестала плакать и спросила:
— Что же видишь ты?
— Вижу цветущие розы, — отвечал мудрец. — Бог был великодушен, даровав мне память. Он, видно, знал, что зимой я всегда смогу вспомнить свою весну и улыбнуться.
Притча о позитивном мышлении №2:
Однажды мудрец собрал своих учеников и показал им обычный лист бумаги, где нарисовал маленькую черную точку. Он спросил их: «Что вы видите?» Все хором ответили, что черную точку.
Ответ был неверным. Мудрец сказал: «А разве вы не видите этот белый лист бумаги — он так огромен, он гораздо больше, чем эта черная точка!» Вот так и в жизни — мы видим в людях первым делом что-то плохое, хотя хорошего намного больше. И лишь единицы видят сразу «белый лист бумаги».
Карта-памятка по курсу:
Фрагмент презентации:
